Азерниковские педчтения

Возможно, истину понять…

 

 

 

                             Азерниковские педагогические чтения в Карымской  МОУ «СОШ № 1 »  стали  традиционными.

                                                                                                                                                                          Ежегодно они проводятся в конце учебного года,   подводя итоги работы   педагогов, намечая                                                                                                                                                                                определённые  перспективы.

 

 

 

Опять «Азерниковские встречи»,

Возможность встретиться опять.

Поговорить, переосмыслить,

Возможно, истину понять…

А, может быть поспорить с кем-то…

 

Вот такое пятистишие, каждая строчка из которого могла бы стать полновесным заголовком, предваряло наши традиционные педагогические чтения, которые мы посвящаем памяти нашего коллеги и первого директора школы Азерникова  Б. В.    И каждый раз мысленно обращаясь к его образу, теперь уже с высоты пройденных лет, понимаешь отчётливо и ясно насколько безграничен и безмерен был его талант, его дар – учить, передавать знания своим ученикам. На этот раз высветилась важная, на наш взгляд, тема для обсуждения: «Учитель-ученик. Характер взаимодействий в новых социокультурных условиях.»

Впервые в практике проведения Азерниковских педагогических чтений наряду с педагогами принимали участие школьники. Таким образом, проблема взаимодействия учителя и ученика в новых социокультурных условиях рассматривалась двусторонне. С позиции тех, кто учится и тех, кто учит.

В последнее время мы часто слышим: «современные школьники отличаются от учащихся прежних лет, не готовят домашнее задание, не проявляют интереса к учебе, практически не читают, компьютер и Интернет заменили им библиотеки и книги». В итоге учителя и ученики не понимают друг друга, взаимодействия нет.

— В чем причина?

Можно привести различные аргументы, рассуждая пространно о многих и многих аспектах, наложенных на эту проблему, начиная с семьи, школы, общественности. Варьировать рассмотрение этой проблемы можно бесконечно, исходя из разных мнений, взглядов, позиций учеников, педагогов, родителей, ученых, наконец. Можно привести различные аргументы, однако, самым важным из них, на наш взгляд, являются новые социокультурные условия. Обсуждение данной темы велось по  трём направлениям. Работало три секции. Первое направление  рассматривало роль педагога в современных условиях. Речь шла о формировании профессиональных компетенций.

В основе внимания учителей работающих в этой секции, были профессиональный портрет педагога, профессиональный стандарт (взгляд изнутри), информационное пространство и роль педагога.

Второе направление рассматривало проблему индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания. Во главу угла поставлена была  метапредметость  в  преподавательской деятельности педагога. Третье направление  сфокусировало свою работу на современных решениях вопросов воспитания, самоуправления и педагогики сотрудничества на практике,

Во всех трех направлениях обсуждение той или иной проблемы шло двусторонне: с позиций  учителя и с позиций ученика. Инициативная группа из числа учащихся была разновозрастной, включая все классы, начиная с первого. Учитывались мнения всех и каждого участника процесса.  Работа была поистине коллективной, поскольку  к ней были привлечены не отдельные ученики или группы, а именно все и каждый. Каждый ученик должен был подумать над своим видением проблемы, обосновать свое мнение, сформулировать свой ответ. Так, ученики наши самые маленькие, первоклассники, нарисовали портрет учителя, воплотив его в альбоме, на каждой странице, обозначив конкретно каким бы они хотели видеть своего учителя. Так вот учитель у них получился не только добрым и ласковым,  чего они в силу своего возрастного понимания не исключают, а еще и умным, требовательным, сильным и умеющим все.

Подчеркиваю: умеющим все! Вот так они прямо и заявили! Такое у них представление об учителе (читай требование!)

Очень интересно выстроила обсуждение этой проблемы в своем классе, старшем 8 б, опытный педагог, отличник народного просвещения Батюк Наталья Викторовна. Она привлекла к обсуждению  родителей своих учеников. Говоря о проблемах современного школьника, они обозначили наиболее актуальные сегодня, в современный компьютерный век.

Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Дети все так же заполняют собой пространство школы, перетекают из класса в класс, дружат, улыбаются, учатся, носят за плечами учебники в рюкзаках и весь мир в планшетах. Но принципиально изменилась жизнь, предметное и социокультурное окружение,  ожидания взрослых и детей.

Так какие они современные дети? Чем живут? Чего хотят? Какие проблемы испытывают?

Высвечены общие и закономерные: общее эмоциональное неблагополучие, информационная перегруженность, высокая конкуренция, социальное расслоение, дефицит времени, рост ответственности за свой выбор, отмечена в ряде проблем и несамостоятельность и избалованность, нежелание делать самостоятельный выбор.   Выделилась среди прочих и еще одна проблема, которую современному школьнику  сегодня всё труднее становится  решать: погоня за успехом. Современное общество и родители настроены на успех. С первого класса ребёнок зациклен на достижении результатов. Сегодняшние школьники вынуждены расти в условиях,где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием общества, СМИ  родители давят на детей, требуя от них высоких результатов, забывая о  других общечеловеческих  ценностях и о том,  что находиться в режиме непрекращающейся гонки постоянно невозможно. .Подстёгивает эту проблему и ещё одна, упомянутая выше – высокая конкуренция, причём конкуренция эта относится не только, и не столько к учебной стороне школьной жизни, сколько к межличностным отношениям в кругу сверстников.

Какое место я занимаю в своей группе?

Как я могу повысить свой статус?

Как мне завоевать популярность среди одноклассников?

На эти вопросы школьник мучительно ищет ответ в зависимости от шкалы ценностей группы, к которой он себя относит.

Нельзя не упомянуть и ещё об одной не менее серьёзной проблеме – здоровье школьников. Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния детского здоровья. На это тоже есть свои причины, заслуживающие внимательного их рассмотрения.

Обозначив основные проблемы сегодняшнего школьника, Батюк Н.В. достаточно чётко  сформулировала задачи, которые неизбежно приходится решать каждому классному руководителю. Она поделилась с коллегами  принципами организации работы классного руководителя, рассмотрев ряд составляющих успешной деятельности по  формированию и сплочению детского коллектива. Очень интересным дополнением к выступлениям учителей стали сочинения учащихся. В них наши дети  дали откровенные ответы на вопросы, касающиеся личности современного школьника. И если подростки отмечают те черты,каким должен быть ученик, наивно полагая,что непременнно хорошим и умным, то старшеклассники вполне отчётливо дают характеристику сегодняшнему ученику.

« У современных школьников под рукой колоссальная база знаний, которая предоставляет прекрасную возможность для углубления уже приобретенных знаний и получения новых», — пишет  в своем сочинении Козырь Алексей, ученик 10 класса.

Сравнивая себя с родителями, они отмечают, что они, родители, и представить себе не могли, что у обычного школьника в кармане будет лежать устройство, практически мгновенно предоставляющее доступ к любой информации.

Совершенно поразительно рассуждение четвероклассника (отличника!) Хомякова Лени, который проводит аналогию между правилами для советских школьников, которые были написаны на обложках школьных тетрадей и требованиями, предъявляемыми к сегодняшним ученикам.  Приведу кусочек из его выступления.

«Требования каким должен быть ученик в принципе не изменились. Изменился ритм жизни.  Современный ученик должен обладать определенными качествами. Не только осваивать, выполнять и участвовать, но и самостоятельно трудиться над собственным развитием, должен уметь работать в команде, принимать самостоятельные решения, быть готовым к перегрузкам и стрессовым ситуациям, уметь выходить из них, стараясь идти в ногу со временем».

Идти в ногу со временем, так быстро меняющимся, причем меняющимся кардинально, должен идти и современный учитель.

Итак, меняется мир, меняются дети. Меняются ли методы, подходы, технологии?

Об этом шла речь в следующей секции.

Татаурова О.А.отмечая положительные и отрицательные стороны традиционной технологии передачи знаний, охарактеризовала современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. В центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, на осознанный и ответственный выбор.

В этой секции обсуждались технологии актуальные для нашей школы: игровые технологии, проблемное обучение, дифференцированное, программированное, развивающее, инновационное, проектное.

Победитель регионального конкурса «Современный урок в условиях ФГОС» Долгополова Т.Ю. раскрыла в своем выступлении основные принципы и задачи мыследеятельностной  педагогики. «Современная школа в соответствии с требованиями ФГОС  должна формировать у детей не только знания, умения и навыки, но и культурные способы мышления, действия, коммуникации, которые имеют метапредметный статус», — отметила она. Итак, портрет современного учителя нарисован.

.     Каков же он современный учитель?

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и, в первую очередь, – детей, — отметила Хлебанова Т.В. учитель начальной школы.

В заключительной части, наших чтений рассматривались современные формы взаимодействия участников образовательного процесса. Отмечались разные подходы к организации педагогического взаимодействия: деятельностный,  личностно – ориентированный. Рассмотрены были в ходе дискуссии и основные принципы взаимодействия участников образовательного процесса.

Подводя итоги педагогических чтений, директор школы Романюк С.В. со свойственным ему глубоким, всеохватывающем проникновением в идею, тему, широким видением проблемы, обозначил необозримые горизонты деятельности учителя по совершенствованию, формированию, воспитанию личности ученика.

Перспективы и возможности профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста непременно поднимут и ценностную планку современного ученика.

Именно на это и ориентирован современный учитель, выполняя  социальный заказ по становлению личности учеников, будущих наших граждан.

На такой высокой ноте закончились наши педагогические чтения.

А осмысливание основных концепций, путей дальнейшего совершенствования сотрудничества учителя и ученика остаётся в наших раздумьях, планах, разработках.

Время не стоит на одном месте. Всё меняется.

Меняется мир, меняемся мы…

 

 

 

 

                                                                                                       Черникова В.Г.

                                                                                              Библиотекарь МОУ «СОШ  № 1»

                                                                                                        пос. Карымское

                                                                                                        Забайкальский край